Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 8 ноября 2022 г. № 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обновлены разъяснения по применению норм об ОСАГО.

Затронуты вопросы, связанные с заключением, расторжением, досрочным прекращением договора, возвратом страховой премии.

Отсутствие данных о полисе в автоматизированной системе безусловно не доказывает, что его нет. Упомянуто, что считать сообщением неполных и недостоверных сведений при заключении договора.

При смене владельца машины его ответственность не считается застрахованной по договору ОСАГО, заключенному с прежним ее собственником.

Договор досрочно прекратят из-за гибели (утраты) транспорта только после того, как страховщик получит данные ГИБДД о снятии машины с учета после ее утилизации.

Рассмотрены особенности оформления документов о ДТП без участия полиции.

Выделены нюансы, касающиеся осмотра поврежденного транспорта, проведения независимой экспертизы, организации и проведения восстановительного ремонта.

Подчеркивается, что соглашение о страховой выплате в денежной форме должно быть явным и недвусмысленным. Все сомнения при толковании трактуют в пользу потерпевшего.

Переход прав по цессии сам по себе не является основанием, чтобы заменить страховое возмещение в форме ремонта на выплату.

Приведены процессуальные особенности такой категории споров. Даны разъяснения по поводу соблюдения досудебного порядка их урегулирования.

Если суд установит недобросовестное поведение, в т. ч. при искусственном разделении требования по одному договору, истцу могут отказать во взыскании судебных издержек полностью или в части.

Даны указания по поводу того, с каких дат следует применять некоторые из поправок к Закону об ОСАГО.

Источник: Информационно-правовое обеспечение «Система ГАРАНТ»