Водитель опрокинул машину в кювет, а на следующее утро отказался проходить проверку на алкоголь. Уверял, что пил лишь после аварии. В протоколе зафиксировали признаки опьянения, и человека лишили прав на полтора года. Но городской суд освободил водителя от наказания, ведь в ДТП больше никто не пострадал. Первый КСОЮ не согласился и объяснил, почему отсутствие пострадавших не имеет значения. Еще в подборке дел за 2022 год освобождение от наказания после судебной ошибки, непредъявление полиса ОСАГО и сразу два дела по факту одного ДТП — административное и уголовное.
Пьяный улетел в кювет
Апрельской ночью прошлого года Евгений Перепелицын* за рулем своего Chevrolet Lacetti не справился с управлением и съехал в кювет. Машина перевернулась. На следующее утро ее обнаружил дежурный ОМВД по Грязинскому району Липецкой области. Инспектор ДПС, который взялся оформлять ДТП, тогда же нашел и ее собственника. Если верить протоколу об отстранении от управления авто, Перепелицын производил впечатление пьяного: у него пахло алкоголем изо рта, он шатался, говорил несвязно. От него потребовали пройти медосвидетельствование на опьянение, но Перепелицын отказался. Он не отрицал, что пил, но якобы только после аварии.
Впрочем, эти слова не убедили мирового судью Грязинского судебного участка, который лишил виновника аварии прав на полтора года и оштрафовал на 30 000 руб. по ч. 1 ст. 12.26 КоАП («Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения»).
Перепелицын решил обжаловать это решение в Грязинском городском суде Липецкой области. Там нашли основания прекратить производство по делу. Ведь в аварии пострадало лишь имущество виновника ДТП, а потому он мог оставить место ДТП и не сообщать о нем ГИБДД. Следовательно, на него не распространяется запрет употреблять спиртные напитки после аварии (до момента оформления), говорится в решении горсуда. И у полицейских не было законных оснований требовать от него пройти освидетельствование.
Это решение успешно оспорил начальник ОГИБДД ОМВД России по Грязинскому району Липецкой области Сергей Финогин. С ним согласилась зампред Первого кассационного СОЮ Инна Переверзева. По ее мнению, сотрудник ГИБДД обязан был установить, пьян Перепелицын или нет, потому что увидел внешние признаки опьянения. И неважно, увидел он их непосредственно после остановки авто или позднее, когда ДТП уже случилось, говорится в постановлении.
Вопреки решению горсуда, водитель был не вправе пить алкоголь после аварии, сочла судья Переверзева. Нижестоящая инстанция не приняла во внимание подп. 10 п. 20 Постановления Пленума ВС от 25.06.2019 № 20. Там говорится, что невыполнение законного требования о прохождении медосвидетельствования наказывается по ч. 1 ст. 12.26 КоАП. С такими указаниями кассация вернула дело в Грязинский горсуд.