Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от эпохи, политического строя, обстановки в стране. Поэтому основная проблема и вопрос взрослых – как правильно воспитать ребенка, защитить его права, вырастить достойным членом нашего общества.

Одним из звеньев системы воспитания подрастающего поколения являются детские дошкольные учреждения, которые располагают большими возможностями всестороннего, в том числе и правового воспитания детей.

Здесь с раннего детства детям прививают разнообразные положительные привычки, которые помогают ребенку нормально развиваться, организовывать свое поведение.

Именно в этом возрасте важно формировать у них культуру поведения, понимание необходимости соблюдать общепризнанные нормы. На этом этапе становления личности очень важно помочь ребенку верно понимать свои права, сформировать восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохому.

Содействовать в этом воспитателям дошкольных учреждений своего города решили в Соль-Илецком районном суде Оренбургской области.

Здесь по инициативе помощника судьи, пресс-секретаря Е.С. Волковой и при полной поддержке председателя районного суда М.А Ухоловой была разработана программа обучения дошколят правовым знаниям. Ее цель –максимально способствовать социальной адаптации ребенка через раскрытие основ правовых знаний.

Работа в данном направлении нацелена на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Поэтому на первом этапе обучения процесс правового обучения воспитания носит мягкую форму, опосредованный характер, чтобы подготовить ребенка к восприятию основ правовых знаний, а в конечном итоге сформировать ребенка как активного правового субъекта. Именно в сознании детей дошкольного возраста необходимо начинать формировать основы правовой культуры, т.к. в этом возрасте складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности, ребенок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм.

Первое занятие с детьми было проведено в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 4 «Лукоморье». В игровой, сказочной форме ребятам объясняли, какими правами они обладают и что нарушение этих прав недопустимо. На примерах героев детских сказок продемонстрировали не только «плохое» и «хорошее» поведение, но и дали толкование данных ситуаций с точки зрения основных прав. При таком подходе дети активно шли на контакт, максимально впитывая необходимую информацию, размышляя и отвечая на поставленные вопросы, развивая тем самым осознание себя в «правовом мире».

Помощник судьи Е.С. Волкова и секретарь судебного заседания А.Н. Эпп старались донести до ребят знания о их правах, об адекватных формах поведения в случаях их нарушения, о уважении прав других.

По задумке организаторов встречи, дети отправились в путешествие в сказочную страну ПРАВДИЛИЯ, жители которой имели много прав, были счастливы тем. А еще в стране был необычный сад, в котором рос цветок невиданной красоты. Жители ПРАВДИЛИИ относились к нему по-особенному – ведь на каждом лепестке «цветка Счастья» были указаны права жителей сказочной страны, которые ими строго соблюдались. И было бы у них все хорошо, если бы…

Однажды над страной нависла туча, налетел злой ветер и разметал лепестки «цветка Счастья» по всему свету. Жизнь жителей ПРАВДИЛИИ превратилась в сплошной кошмар и неразбериху.

И вот здесь детям было предложено спасти жителей сказочной страны, разыскать лепестки «цветка Счастья», вернуть жителям их права, чтобы жизнь их снова была счастливой.

Ребята активно включились в дело по спасению жителей ПРАВДИЛИИ.

В первую очередь, разыскали лепесток, на котором указаны права на жизнь, свободы и неприкосновенность. Это право дети изучили применительно к сказкам «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка».

Следующим правом стал право на жилище и невмешательство в личную жизнь. Данное право вместе с детьми было изучено по мотивам сказок «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», «Теремок», «Три поросенка».

Кроме того, в игровой форме дети изучили право на имя, на питание, на лечение, на обучение, а также равенство этих прав для каждого.

Дети наглядно убедились в том, что добрые поступки в жизни всегда весомее плохих. В этом им помогли весы, которые являются атрибутом Фемиды Правосудия.

Во время путешествия по сказочной стране, ребята повстречались с добрыми и правильными персонажами, а также с отрицательными, но совместными усилиями плохие персонажи были перевоспитаны.

На этом и было завершено занятие, однако детям хотелось его продолжения, поэтому просили приходить к ним еще.

Очень отзывчиво отнеслись к проведенному мероприятию и воспитатели данного учреждения.

Продолжать свою просветительскую миссию сотрудники суда будут и в других детских садах города. На очереди встреча в канун Нового года с детьми муниципального дошкольного образования учреждения № 5 «Буратино».

Объединенная пресс-служба областного суда

и управления Судебного департамента при

Верховном Суде РФ в Оренбургской области