Минздравсоцразвития РФ начато открытое общественное обсуждение законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».

Законопроект был разработан в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а также для исполнения правительственного Плана мероприятий по реализации Концепции осуществления

государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 годы.

Согласно законопроекту обеспечение защиты здоровья населения от последствий потребления табака будет осуществляться, в частности, посредством:

осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака;

учета производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли табачной продукцией, отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий;

привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака.

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, а также снижения распространенности потребления табака в России планируется осуществлять, в числе прочих, следующие меры:

- предотвращение воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека (в частности, запрещается курение табака на территориях и в закрытых помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, культуры, физической культуры и спорта, медицинских и санаторно-оздоровительных услуг, поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, на рабочих местах, на открытых территориях на расстоянии. 10 метров от входов в закрытые помещения вокзалов, аэропортов, портов, станций метрополитена);

- ценовые и налоговые меры (в частности, доля акцизов на табачную продукцию в структуре цены на табачные изделия должна будет составлять не менее 50 процентов, налоговые ставки акцизов в отношении табачной продукции должны будут увеличиваться темпами, превышающими прогнозируемый уровень инфляции);

- регулирование и раскрытие состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий (планируется запретить классификацию табачных изделий по уровню содержания токсических веществ, воздействия на здоровье или риска для здоровья, запрещается использование ложной информации и информации, вводящей в заблуждение потребителей табака, на упаковке и при маркировке табачных изделий);

- запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий (в частности, не допускается распространение табака и табачных изделий среди населения бесплатно, применение скидок к цене табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов, спонсорство табачными компаниями, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными компаниями любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры и спорта, здравоохранения и культуры);

- ограничение производства, оптовой и розничной торговли табаком и табачными изделиями (устанавливается, что розничная продажа табачной продукции в городских поселениях должна осуществляться в стационарных торговых объектах, имеющих площадь торгового объекта не менее 50 квадратных метров; запрещается розничная продажа табачных изделий без использования торговых объектов, с выкладкой и демонстрацией табачных изделий в торговом объекте, на расстоянии не менее 100 метров от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания услуг в системе образования).