Компании позволят пассажирам приобрести новый билет либо будут выдавать ваучер на будущую поездку. Кроме того, правительство может установить особый формат в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В правительстве подготовили законопроект, который должен разрешить перевозчикам не возвращать деньги за билеты пассажирам, выяснил Коммерсант. Это касается воздушных, железнодорожных, морских и речных перевозчиков.

У компаний будет право переводить эквивалент средств на личный счёт пассажира, чтобы он за их счёт приобрёл новый билет. Либо же компания может выдать ваучер на будущую поездку.

Источники издательства также сказали, что правительство может установить особый формат в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. По их данным, документ разрабатывает Министерство экономического развития. Его поддержала комиссия по законопроектной деятельности и комиссия по повышению устойчивости экономики, которую возглавляет первый вице-премьер и временно-исполняющий обязанности премьер-министра Андрей Белоусов. Госдума рассмотрит этот законопроект в мае.

В Министерстве транспорта тоже подтвердили своё участие в разработке законопроекта. В Минэке также сказали, что перечисленные предложения есть в проекте закона, в разработке которого участвовал целый ряд ведомств. Минэкономразвития внесло его в правительство. При этом, конкретно вышеуказанные меры предложил Минтранс. Документ внесут в Госдуму в установленном порядке, если его одобрит правительство.

Разрабатывать проект стали из-за тяжёлой ситуации перевозчиков, которая сложилась из-за карантинных мер. В частности, пассажиропоток в авиации к концу марта упал на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Соразмерным образом снизилась и выручка предприятий в этой сфере. При этом, расходы компаний практически не изменились: выплата зарплаты, аренда воздушных судов и т.д. Официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин сказал, что эта инициатива очень важна для отрасли. «Решение позволит сохранить ликвидность во всех звеньях. Во всех крупных авиакомпаниях, включая нашу, речь идет о сотнях тысяч и миллионах возвратов. Мы уже предложили в качестве альтернативного инструмента быстрого урегулирования систему сертификатов, и пассажиры ее приняли», пояснил он.

Кроме того, источники Коммерсанта говорят, что возврат билетов в авиации может достигнуть совокупной суммы в 70 млрд руб. Из них 40 млрд приходится на «Аэрофлот». В текущей ситуации, компании не смогут вернуть эти деньги. «Если механизм ваучеров не будет легализован, нас всех без исключения ждет радостное банкротство», отметил собеседник Коммерсанта в одной из крупных авиационных компаний. Источники издательства подчеркивают, что легализация ваучеров — это общемировая практика. Среди прочего, к ней прибегли Lufthansa, Air France-KLM, Ryanair, EasyJet, Southwest, United, Delta, Emirates, Qatar Airlines, Qantas, Singapore Airlines «при полной поддержке авиационных властей ЕС, США и других государств».

При этом, проблема возврата билетов актуальна и для ж/д транспорта. В частности, РЖД уже разрешило пассажирам вернуть больше 3,5 млн ранее купленных билетов на общую сумму в 8 млрд руб., говорят источники Коммерсанта. Он уточняют, что это сделано в условиях, когда спрос на перевозки дальнего следования по железной дороге сократился больше, чем на 70%. При этом, в 2020 году прогнозируют снижение объёмов пассажирских перевозок больше, чем на 41%, говорят источники издательства.

Речные круизные компании тоже пострадали. Это касается тех компаний, которые продавали билеты на текущий сезона ещё начиная с лета 2019 года. К марту речные судоходные предприятия получили больше 2,2 млрд руб. авансом, которые теперь необходимо вернуть, говорят источники Коммерсанта в отрасли. Эти средства потратили на ремонт флота в зимний период, предоплату за судовое топливо, зарплату персонала, а также операционные и другие обязательные платежи. В то же время, операционные поступления сократились почти до нуля, т.к. пассажиры больше не заказывают туры из-за ситуации с коронавирусом. В начале апреля, Российская палата судоходства оценила вероятные потери от остановки круизной навигации в 15 млрд руб.

Ранее, в начале апреля, правительство утвердило порядок возврата денег туристам за аннулированные зарубежные туры. Компенсировать будут за счёт средств фондов персональной ответственности туроператоров. Для получения финансовой помощи туроператорам даётся шесть месяцев на составление реестра требований, и ещё два – на получение денег от «Турпомощи». В Российском союзе туриндустрии, при этом, посоветовали переносить туры, а не требовать компенсацию.

Право.ru