Правоведы предлагают ввести специальное наказание для автовладельцев, передающих руль пьяному либо зверски усталому товарищу.
Это одна из многих инициатив, которые будут обсуждаться на Европейско-Азиатском правовом конгрессе, который начинается сегодня в Екатеринбурге.
- У нас участились случаи, когда владелец транспортного средства предоставляет управление этим транспортным средством человеку либо находящемуся в состоянии опьянения, либо в силу усталости или недомогания не в состоянии управлять транспортным средством, - сказал заведующий кафедрой уголовного права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук Иван Козаченко. - У нас ответственность такая, знаете: пальчиком можно погрозить! Надо обсуждать, проблема есть. Необходимо запрещать отдавать средство транспортное при определенных обстоятельствах.
Профессор Козаченко, к слову, будет руководить на конгрессе группой, которая поднимет проблемы криминологической экспертизы евразийской транспортной системы. Европейско-Азиатский правовой конгресс был учрежден Ассоциацией юристов России с целью создания особой "дискуссионной площадки" для координации юридических исследований и проектов.
Один из самых острых вопросов, которые сегодня волнуют юристов, надо ли принимать новый Уголовный кодекс. Большинство мнений сводится к тому, что принимать надо. Как выразился не так давно в беседе не для печати один из руководителей Ассоциации юристов России, "Уголовный кодекс у нас, как расстрелянная подушка - столько бессистемных правок в него вносилось".
- Уголовный кодекс на 90 процентов просто изменился, - говорит Иван Козаченко. - Он не устарел, там живого места не осталось. Ладно бы он изменился в лучшую сторону, стал бы более компактным, более взаимосвязанным. Но там иногда в пределах одной статьи противоречия. Наш Уголовный кодекс больной и безнадежный.
Однако, по его словам, работать над новым кодексом надо спокойно, не торопясь. Кодекс надо принимать в спокойной стабильной обстановке, тогда будет все продуманно. И само собой для составления законов надо приглашать специалистов.
Правда, если начать писать кодекс спокойно и на века, в действующий закон все равно придется вносить поправки. Ведь некоторые проблемы лучше решить побыстрее. Например, в Уголовном кодексе предусмотрена ответственность капитанов, которые не помогли терпящим кораблекрушение людям. Но бывают суда, где капитанов просто не найти. Допустим, это маломерное судно, где один человек и капитан, и штурман, и матрос, и даже кок. Под статью он не подпадает. Но как быть, если человек на полном ходу прошел мимо утопающих? Правоведы предлагают поправить соответствующую статью Уголовного кодекса.
- У нас появилось очень много транспортных средств: морские, речные, даже воздушные, которые находятся в личной собственности граждан, - говорит Иван Козаченко. - А вот правовой режим пока не прописан.
Также правоведы предлагают проводить криминологическую экспертизу транспортной системы: какие приняты нормы, как они реализуются. Например, на вокзалах обычным делом стали дуги на входе, через которые надо проходить. Помогают ли они ловить преступников? Работают ли, как положено? Как сделать, чтобы безопасность не мешала движению? Юристы будут искать ответы.