ФНС России готовит новый регламент досудебного рассмотрения жалоб по налоговым спорам.

Ранее Минфин разработал законопроект, предполагающий введение обязательного досудебного урегулирования всех налоговых споров. Это должно ускорить процесс рассмотрения жалоб, снизить финансовые и временные затраты заявителя, уменьшить нагрузки на суды. Часть новых норм должна вступить в силу в 2013 году. Но обязательный порядок обжалования всех споров, скорее всего, заработает только в 2014 году.

Действующий сейчас федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" не предусматривает применение медиации в административных публичных спорах, к которым относятся и налоговые.

"Одно из главных преимуществ законопроекта - ускоренная процедура рассмотрения жалобы, - рассказала "РГ" президент Национальной организации медиаторов, руководитель Центра медиации и права Цисана Шамликашвили. - Налоговым органам отводится на это всего 15 дней, тогда как в судах рассмотрение спора может продлиться от трех месяцев до года. В отличие от судебного процесса, заявителю жалобы не нужно будет оплачивать государственную пошлину - его жалоба в досудебном порядке рассматривается бесплатно".

Предусматривается также введение такого института, как гарантия для налогоплательщиков на дополнительное обжалование. Пройдя один этап досудебного обжалования, налогоплательщик может (но не обязан) обратиться в вышестоящий орган - центральный аппарат налоговой службы, ФНС России. При этом и после обращения в ФНС у него сохранится возможность судебного обжалования решений, принятых в результате налоговых проверок.

Одним из дискуссионных пунктов законопроекта является возможность участия налогоплательщика в процедуре рассмотрения его жалобы. Разработчики проекта поясняют, что участие заявителя в рассмотрении жалобы не планируется, так как выяснение обстоятельств дела в этом случае очень сильно растянется. С другой стороны, право налогоплательщика высказаться по волнующим его вопросам может быть чрезвычайно важным для процесса разрешения спора, и это признается большей частью экспертов.

Они же отмечают, что в досудебном урегулировании налоговых споров даже не так важно применение самой процедуры медиации, как владение представителем налогового органа навыками медиации. Цисана Шамликашвили полагает, что было бы более целесообразно внедрять элементы медиации и медиативный подход даже на уровне регламентов, которые будут описывать порядок общения с налогоплательщиками. Это, по ее мнению, создаст основу для доверия граждан к налоговой системе и государственным институтам в целом.