Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336
Правительство РФ ввело мораторий на большинство плановых и внеплановых проверок бизнеса, - а именно тех, проведение которых регламентируется Законами N 248-ФЗ о госконтроле или Законом N 294-ФЗ о защите бизнеса при осуществлении госнадзора.
Важно - мораторий касается не только малого предпринимательства, а вообще всех контролируемых лиц, включая крупный бизнес. Кроме того, в постановлении затронуты вопросы выдачи и действия предписаний, а также оформления протоколов по КоАП РФ. Однако на спецрежимы госконтроля и режим постоянного госконтроля мораторий не распространяется вообще ни в коей мере (п. 11 Постановления).
Итак, до конца 2022 года в РФ запрещены вообще все плановые проверки/ КНМ, за исключением:
- плановых пожарных и санитарных, если они проводятся в отношении некоторых (не всех!) объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, а именно - детсадов, школ, роддомов, детских лагерей, "детского" общепита и т.п. (подп. "а" и "б" п. 2 Постановления),
- плановых КНМ в отношении ОПО II класса опасности (подп. "в" п. 2 Постановления),
- плановых ветеринарных в отношении свиноводства (подп. "г" п. 2 Постановления).
Да и эти-то плановые КНМ можно заменить (по желанию инспектора) профилактическим визитом, правда, без права у контролируемого лица отказаться от его проведения.
Все остальные запланированные проверки и КНМ должны быть "вычеркнуты" из Плана проверок и Плана КНМ до 21 марта 2022 года (п. 5 Постановления).
Кроме того, введены запреты на внеплановые проверки и КНМ в 2022 году, однако исключения из этого правила иногда "привязаны" к конкретной отрасли (п. 3 Постановления):
- внеплановые "жилищные" проверки УК, ТСЖ, ЖСК проводятся только по конкретным жалобам граждан о своих нарушенных правах и только с разрешения прокурора,
- внеплановые проверки за использованием ККТ - только по решению руководителя ФНС (или его заместителя) и только с санкции прокурора (кроме внезапной контрольной закупки, в которую трансформируется выездное обследование);
- внеплановые проверки НКО по ряду оснований - без разрешения, но с уведомлением прокурора,
- внеплановые проверки по поручению Президента РФ, Премьер-министра, вице-премьеров, внеплановые проверки по требованию прокурора, по программе проверок в рамках стройнадзора, эконадзора и надзора за ОКН, проверки по просьбе проверяемого (для возобновления лицензии, аккредитации и т.п.) - проводятся в 2022 году без ограничений,
- во всех остальных случаях - все равно с разрешения прокурора, но:
1) при непосредственной угрозе либо уже по фактам причинения вреда, - здоровью/ жизни людей, обороне страны и безопасности государства, угрозе любых ЧС,
2) также при выявлении индикаторов риска на объектах чрезвычайной высокого и высокого рисков, на ОПО и гидротехнических сооружениях первых двух классов, и
3) также для проверки исполнения предписания, если нарушение было очень опасным, а "по документам" проверить исполнение предписания - невозможно.
Определено, как быть с уже начавшимися (до 10.03.2022) проверками:
- те из них, которые можно проводить и в мораторий, идут своим чередом дальше,
- остальные нужно закончить до 17 марта составлением акта проверки/ КНМ. Предписания по итогам этих спешно завершенных мероприятий не выдаются, кроме случаев, если инспектор успеет заметить такие нарушения, которые влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства (но и это относится только к КНМ с взаимодействием).
При этом сроки исполнения действия абсолютно всех предписаний, которые были выданы надзорными органами до 10 марта 2022 года (и по которым сроки еще не истекли), продлеваются на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица. При этом по инициативе адресата предписания срок можно будет продлить и еще дальше.
Наконец, Правительство РФ закрыло "лазейку", которую надзорные органы использовали во время предыдущих мораториев, - это непосредственное обнаружение правонарушения и его "оформление" в виде протокола об административном правонарушении, минуя стадию проверки/КНМ и составления акта проверки/ КНМ. И если в "домораторное" время протокол об АП составлялся на основе именно акта проверки, то в мораторий "лазеечный" протокол подкреплялся иными документами, составленными согласно требованиям КоАП РФ (суды не усматривали в данной практике ничего незаконного, ибо "действующее законодательство не ограничивает способы непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, исключительно проведением контрольно-надзорных мероприятий" см., например, постановления Девятнадцатого ААС от 01.02.2022 N 19АП-7527/21, Одиннадцатого ААС от 27.01.2022 N 11АП-21172/21 и другие).
Теперь же составление протокола об административном правонарушении без предварительного КНМ запрещено, если состав такого правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 Постановления). Правда, запрет касается исключительно тех видов надзора и контроля, проведение которых подчиняется Закону о госконтроле. А вот в рамках надзоров и контролей, которые проводятся по правилам Закона N 294-ФЗ, такого запрета нет, - следовательно, протокол по миграционным правонарушениям, например, можно составлять без проверки, по факту обнаружения нарушения.
Источник: Гарант