Суды встают на сторону туристов, чьи рейсы или путевки были отменены из-за пандемии. Но эксперты говорят: практика может поменяться не в пользу потребителей. Исход дела зависит от даты заключенного договора. Одни туристы смогут отсудить деньги, другие же могут рассчитывать только на ваучеры. Практику, которая складывается в судах, прокомментировали эксперты.

Испорченный отдых

Из-за пандемии коронавируса с февраля 2020 года Россия начала ограничивать международное авиасообщение, а с 27 марта воздушные границы страны полностью закрыли для туристов. Поэтому пассажиры отменных рейсов и несостоявшиеся туристы стали требовать возврата денег за билеты и туры. В большинстве подобных споров суды вставали на сторону потребителя, говорит Ксения Стихина из БА Бюро адвокатов «Де-юре» . В пример она приводит дело № 2-3023/2020 (решение вступило в силу).

В конце марта семья Пилунских* должна была полететь в Таиланд. Анатолий Пилунский* потратил на билеты авиакомпании «Сибирь» порядка 80 000 руб. Но отдых сорвался из-за коронавируса. Авиакомпания отказалась возвращать деньги и выдала лишь сертификат на будущие перелеты. Тогда Пилунский подал в суд. Он потребовал вернуть сумму, которую он потратил на билеты, а еще неустойку, расходы на юриста и штраф за неисполнение требований добровольно – всего больше 170 000 руб. Представитель авиакомпании парировал, что потребителю они предоставили сертификат, так что перевозчик выполнил свои обязательства. Ангарский городской суд Иркутской области отклонил этот аргумент, ведь сертификат выдали без согласия Пилунского. Суд обязал авиакомпанию выплатить всю сумму билета, штраф и часть расходов, потраченных на юриста. Всего 123 000 руб.

В подобных спорах суды приходили к выводу, что отмена бронирования из-за приостановки авиасообщения – основание расторгнуть договор, комментирует Стихина. Что же касается туристов, то их требования удовлетворяли на основании ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Так, Бабушкинский районный суд города Москвы посчитал, что требования истца подлежат удовлетворению, ведь закон о туристской деятельности предусматривает расторжение договора при невозможности совершить поездки (дело № 2-2883/2020, решение обжаловалось, жалоба пока не рассмотрена судом).

Требования туристов удовлетворяют и по другим основаниям. Кузьминский районный суд города Москвы, рассматривая иск клиента к туроператору, посчитал, что договор можно расторгнуть на основании п. 1 ст. 451 ГК. То, что турист не может отправиться в поездку, является изменением существенных обстоятельств (дело № 2-34000/2020, обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом). А Хорошевский районный суд города Москвы, удовлетворяя требования туриста о возврате стоимости тура, отметил, что договор подлежит расторжению как на основании ст. 450 ГК, так и на основании ст. 451 ГК (дело № 02-3810/2020, решение обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом).

Судебных актов на уровне апелляции найти не удалось. Там практика еще не успела сформироваться.

Но Стихина, оценивая решения районных судов, считает их позиции логичными, учитывая, что закон о туристической деятельности приравнивает отмену бронирования к основанию для расторжения договора с туроператором. При этом зачастую потребителю возвращают полную стоимость путевки, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT . Но встречается и другая позиция – суды расторгают договор с применением п. 3 ст. 781 ГК, то есть туристу выплачивают сумму за вычетом фактически понесенных туроператором расходов. Например, как в деле № 2-4519/20 (решение обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом).

Практика изменится

Суды так рассматривали споры до вступления в силу постановлений правительства о расторжении договоров и возврате денег (Постановления Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073 и от 6 июля 2020 года № 991). Кабмин издал их для поддержки авиакомпаний или турагентств, пострадавших от коронавируса, и, по сути, разрешил пока не платить за отмененный рейс или тур. Постановление узаконило ваучеры. В случае с авиакомпаниями сертификат действует три года, только после этого пассажир отмененного рейса может потребовать вернуть деньги. Туроператор должен предоставить равнозначную путевку взамен аннулированной. Турист вправе от нее отказаться, тогда ему вернут средства. Но это произойдет не раньше конца 2021 года. 

Право.ру